Окончание 2011 года ознаменовалось историческим вступлением России в ВТО. Теперь мы открыты для стран ВТО и они для нас. Что в этом плохого?
В том, что на бумаге в ВТО все равны — ничего. Но экономики стран, вступивших и вступающих в эту организацию, далеко не равны. Поэтому, раскрывая двери настежь крупным зарубежным торговцам, страны с менее развитой экономикой стремительно разрушают собственное производство, попадая в тотальную зависимость от импорта — то есть от тех транснациональных компаний, которые монополизируют их внутренний рынок.
От вступления в ВТО пострадает не только российское производство, но и каждый конкретный житель страны. Ведь тарифы на электричество и другие энергоносители в стране станут мировыми, а зарплаты останутся российскими. Так что же привлекает наших госчиновников в этом предстоящем событии?
Более открытый рынок и сокращение пошлин заставит государство оказывать больше помощи отечественному машиностроению, которое без поддержки рискует просто не устоять перед наплывом импорта. Правда, мне могут возразить, что в холодильном машиностроении поддерживатьто по большому счету и некого. Большинство отечественных предприятий по производству комплектующих для холодильного оборудования (компрессоры, теплообменные аппараты, автоматика) давно уже не делают погоды на рынке. Все это так, но пока еще существуют и развиваются компании по проектированию и монтажу холодильных систем, изготовлению агрегатов на базе импортных комплектующих. Однако либерализация условий доступа на внутренний рынок импортных товаров и услуг может поставить эти компании в весьма затруднительное положение, когда и если на российский рынок придут аналогичные зарубежные структуры.
Принимая решение о вступлении в ВТО основным аргументом всегда было то, что в Россию хлынут потоки зарубежных инвестиций. На самом же деле, не один зарубежный бизнесмен ни рубля не вложит в экономику страны с запредельным уровнем коррупции. Как можно, к примеру, построить завод на территории страны, в которой после того, как завод начнет приносить прибыль, он запросто может перестать быть собственностью владельца. Коррупционный суд, за малую долю, с удовольствием узаконит в правах нового владельца. Ну а если, пройдя все круги ада, истинный владелец сохранит за собой права на свое детище, то «обиженные» региональные органы управления совместно с пожарными, санэпидемнадзорами и прочими структурами всё равно задушат бизнес.
ВТО — беда для России. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). После вступления России в ВТО преимущества отечественных предприятий будут изъяты как недопустимые привилегии в формально равноправном торговом мире, отмечается в докладе экспертов Центра.
Внутренние цены на энергоносители исчезнут, что резко повысит издержки товаропроизводителей. Созданные на территории России сборочные производства, в том числе и холодильных систем, и оборудования, тотчас потеряют львиную долю рентабельности.
Кроме того, на деятельности российских компаний, производящих холодильные системы, негативно может отразиться и падение спроса на их продукцию со стороны отечественного агропромышленного комплекса. Итак, завершая размышления по поводу судьбы отечественного холодильного бизнеса на фоне принятия России в ВТО, можно предположить, что наши компании, работающие в этой сфере, должны готовиться к непростым временам.